Не секрет, что дерево не глина — срезать больше, чем надо, очень легко, а вот приклеить, восстановить, чтобы не было следов, не всегда удается. Если даже и склеишь, то морально все равно будешь неудовлетворен, сознавая, что не смог справиться, не испортив, хотя зритель этого может и не увидеть. Особое огорчение испытываешь, когда такой брак появляется на видном для глаза, трудно поддающемся исправлению месте.
В резьбе по дереву принцип «лучше недо, чем пере» имеет немаловажное значение. Надеюсь, что техника резьбы с резиновым наконечником поможет выработать чувство материала и более точную его обработку. Когда ручка сделана, переходите к заточке. У плоских стамесок, как и у косяков, обратите внимание на правильность выполнения фасок. В одном варианте фаска двойная. Первая сделана на овальном крае заточного круга, отчего слегка вогнута. Длина ее в 2,5—3 раза больше толщины полотна, если сталь хорошего качества. При слабом металле фаски сделайте короче, т. е. в две толщины. Это потребует большего усилия для срезания материала, но заточка сохранится дольше. Вторую фаску затачивайте следующим приемом на боковой плоской стороне точильного круга, диска с алмазной оправкой или на мелкозернистых брусках и доводите на войлочном круге, оселке. Двойная фаска делается чаще на стамесках, применяемых в основном усилием руки, без удара киянки, для точных работ. Во втором варианте одинарная фаска от пятки до режущей кромки составляет плоскую поверхность. Стачивают ее на боковых сторонах заточного круга, доводят по предыдущему варианту. Одинарная фаска может быть чуть короче и жестче. Это придает ей большую надежность в срезании твердых, поперечных слоев, встречающихся сучков, когда приходится работать с ударом киянкой.
Иногда начинающий по неопытности заоваливает фаску заточки, не создавая пятку, которая является упором для выхода резца из массы дерева, а вход ее приходится производить, высоко подняв черенок, т. е. под большим углом, чем с плоской фаской. Это создает лишнее сопротивление материала и значительный вход в глубину заготовки, что не всегда желательно.
По окончании заточки попробуйте сделать несколько срезов на бруске вдоль и поперек волокон. Хорошо заточенная режущая кромка легко входит в дерево, оставляя приятный блестящий, без царапин срез.
Записи: поверхность, стамеска