Опыт поколений

Посещая музеи, порой встречаешь прекрасно сохранившиеся произведения искусства, выполненные из дерева во II—I веке до н. э. Как давно, оказывается, человек использовал древесину в качестве художественного материала. Еще более удивляет, что дерево может так долго сохраняться. Восхищает и мастерство древних художников, которые, возможно, специальных школ не оканчивали, а приобретали знания и опыт у старших мастеров или познавали тайны изобразительного искусства самостоятельно. Именно они могли 6ыть первыми представителями народного творчества, так сказать, предшественниками современных художников-любителей. Накопленный опыт поколений, великое множество созданных произведений дают нам большие возможности для самообразования в художественном развитии, в создании своих уникальных изделий.

В свободное время многие находят занятия по душе. Разнообразие жанров в увлечении любителей особенно велико и многолико: это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, работы из камня и стекла, глины и дерева, металла и кости, чеканка, плетение, вязание, художественное шитье и многое другое.
Самодеятельный художник, или, как его еще называют, «любитель», достиг высокого уровня, самобытность его произведений, индивидуальность и новаторство в работах находят признание у широких масс зрителей и многих искусствоведов. Любитель создает свои работы не по заказу, а по велению души, не денег ради, а потому что жить без творчества не может. Он, впитывая все происходящее вокруг, не является безразличным созерцателем жизни.
Домашняя школа у каждого мастера неповторима. Недостаток свободного времени заставляет выбирать в нужной информации самое необходимое, приучает любителя чаще работать без предварительных эскизов, сразу в материале. К сожалению, это не всегда дает положительный результат — художественное качество недостаточно отражает самобытность, индивидуальность художника.
Не мало примеров, когда мастер без профессионального образования, благодаря таланту и огромному труду получал общее признание. Можно вспомнить Ван Гога, Гогена, Пиросмани и многих других.
Сегодня техника способна копировать многократно даже скульптуру, но ценность ручной работы всегда будет выше. В произведении прежде всего важна вложенная душа художника, его отношение, мастерство, а не серийность и штамповка машиной. Когда говорят «ручная работа» — это звучит гордо и уважительно по отношению к Человеку! И, как показывает практика, никогда не поздно пробовать себя, испытывать свои творческие способности. Немало примеров, когда человек открывал в себе желание и умение работать по дереву в 30—50 лет и старше и достигал неожиданно высокого художественного уровня. Так, В. Ф. Бельке, врач по профессии, начал увлекаться резьбой по дереву в 77 лет, и его работы впоследствии публиковались и показывались на выставках. Я же, по специальности артист цирка и эстрады, увлекся резьбой по дереву в 34 года — во время гастрольных поездок по стране. Серьезное отношение к делу привело к накоплению знаний, разработке своей технологии. Окончив заочный Народный университет искусств, начал работать руководителем коллектива самодеятельности, а общение с учениками многому научило в педагогическом плане и тактике преподавания.

Содержимое раздела “Опыт поколений”

Записи: