Инструмент для обработки поверхности

При окончательной обработке поверхности резчики часто оставляют на дереве следы срезов ножа, стамески, того инструмента, который оказался последним в создании рельефа, образа. Это соответствует традиционному подходу к древесине. Произведения из дерева со следами резца на поверхности выгодно отличаются от работ из других материалов. Они радуют глаз фактурой среза, декоративностью. Взгляд задерживается на объеме, фиксирует каждую деталь, глубже понимая общую форму, рисунок рельефа. Зритель видит, как и чем работал автор, ощущает его мастерство.

Иногда любители, начиная работать с деревом, неоправданно спешат зачистить шкуркой, снять след резца, затонировать поверхность, считая такую обработку чистой, более законченной, предполагая, что это повышает качество, показывает мастерство. Чувство меры здесь явно страдает, а произведение от такого «старания» только проигрывает — оно становится «зализанным», многие детали излишне округляются, другие совсем стираются, неоправданно блестит там, где этого не требует образ и сама поверхность; а если резчик не в ладах с анатомией, то этот недостаток еще более становится заметным. Так что избавляться от следов инструмента на произведении из дерева не спешите: подумайте, надо ли циклевать, шкурить; выиграет ли оно от такой обработки; когда же поймете, что в данном случае это необходимо, — принимайтесь за дело.

Старайтесь выработать со временем чувство видения, умение еще до начала работы определять, как следует обработать в окончательной стадии поверхность. Перечислю случаи, когда обработка требуется. Прошкуривают например, некоторые рельефы и орнаменты для усиления декоративности, подчеркивания деталей, а также изделия из породы с красивой текстурой, нередко вырезанные обобщенно, с плавно переходящими деталями. Советовал бы обработку шкурками доводить до блеска поверхности — тогда дерево откроет вам свою тайну, заиграет внутренней красотой, будет радовать пластикой и декоративностью цвета годичных колец. Умелый мастер в таком случае подходит к деревяшке, как к камню-самоцвету. Если угадаешь, как срезать и чем обработать, то красота тебе явится небывалая. Особенно это удается в сувелях, капах, текстурных породах, изумительная неповторимость которых открывается тем, кто душу вложит, усидчивость и мастерство проявит. Нередко сама тема, образ диктуют, как обрабатывать поверхность. Лицо старца не советовал бы шкурить. А вот личико ребенка, женский портрет, наоборот, будут убедительнее в смягченной поверхности, в сглаженных формах, грубая обработка стамеской в этом случае помешает образу, скроет красоту.
Для выполнения работ по снятию следов резца, обобщению форм, выявлению внутренней красоты дерева существует целый набор средств, способов и подсобных материалов. Это рашпили, напильники, рифлевки, надфили, цикли, металлические щетки, наждачная шкурка, фрезы, чеканы и даже твердая палочка или косточка.
Процесс шлифования и полирования порой занимает немало времени и усилий. Приходится обрабатывать сложные выпуклые и вогнутые формы, труднодоступные места. Чтобы облегчить и ускорить работу, применяют и механические средства: дрель, электродвигатель с насадками, бормашину, шлифовальное устройство, токарный станок.

Записи: , ,